Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /home/users/m/mezhdur/domains/pazforum.ru/include/parser.php on line 791

Тема: ПАЗ-651 ПАЗ-651А

http://pazforum.ru/extensions/image_uploader/storage/2/thumb/p1982eaptvj3j23s1c2daka15bh1.jpghttp://pazforum.ru/extensions/image_uploader/storage/2/thumb/p1982eaptvige6npmvv1714fqa2.jpghttp://pazforum.ru/extensions/image_uploader/storage/2/thumb/p1982eaptv1b4jeio1crm1ifq3u33.jpghttp://pazforum.ru/extensions/image_uploader/storage/2/thumb/p1982eaptvhhk2gp1lgbsas1cs94.jpghttp://pazforum.ru/extensions/image_uploader/storage/2/thumb/p1982eaptvr751tuj1kdf12681jd05.jpghttp://pazforum.ru/extensions/image_uploader/storage/2/thumb/p1982eaptvru319por1nb1idh6.jpg

База автобусостроения в Павлове закладывалась на основе применения шасси ГАЗ-51И. Уже в январе 1952 года большая группа рабочих и специалистов поехала на Горьковский завод автобусов (где с 1949 года производилась модель ГЗА-651) для стажировки. Конструкция автобуса ГЗА-651, представляла собой закрепленный на раме грузового шасси деревянный каркас, обшитый листовым металлом. Внутренняя облицовка выполнялась из многослойного картона. Деревянный настил пола, с закрепленными на нем двухместными сиденьями, пассажирская дверь, открываемая водителем вручную с помощью рычажного механизма, отсутствие отопления  характерные признаки автобуса того времени. Проще было называть его пассажирским фургоном на колесах  этим в принципе он и отличался от грузовых автомобилей.


Поставленные в течение полугода на конвейер автобусы ПАЗ-651 отличались от своих прототипов  машин ГЗА - даже внешне. Если «нос» автобуса ГЗА полностью повторял капотную часть грузовика ГАЗ-51, то на «пазике» появились скругленные передняя решетка радиатора и крышка капота, дополнительные «поворотники» под лобовым стеклом, позаимствованные у «Победы». Такие указатели поворота требовались именно на пассажирских машинах, на других модификациях этой машины, в основном, различных спецфургонах, их не было. По настоянию военных сзади дополнительно размещалась дверь, на случай переоборудования машины в санитарную. Часть машин оснащались передним и задним хромированными бамперами и ободками фар.

На первых порах на съемных боковых панелях капота оставался штампованный текст в две строки «Автозавод им. Молотова», прибывавший вместе с шасси, но уже вскоре на них появилась другая, в три строки  «Павловский автобусный завод им. Жданова».

5 августа 1952 года первые пять автобусов ПАЗ-651 вышли из заводских ворот (фото1, фото2). Конструкция автобуса постоянно совершенствовалась. Уже в 1954 году было начато проектирование, а в 1955 году сделан первый образец с цельнометаллическим каркасом кузова, получивший обозначение ПАЗ-651А. Основой его конструкции стал тонколистовой низкоуглеродистый металл, из которого формировались детали омегообразного профиля, имевшие достаточную прочность при малом весе. Сварка деталей и узлов каркаса потребовала создания специализированного участка, где первоначально и готовился кузов. Опыт создания такого участка дал могучий толчок к развитию цельносварных конструкций всех последующих моделей автобусов.

По мере изготовления оснастки для сварки узлов ПАЗ-651А, из металла стали выполнять сначала раму, потом каркас крыши, а в 1 квартале 1957 года, с запуском в производство металлических боковин, завод полностью перешел на цельносварную конструкцию пассажирского автобуса и автолавки ПАЗ-659. Отметим, что хотя в отчетах о выпуске модель пассажирской машины обозначалась ПАЗ-651, внутри завода, особенно в технических службах, она именовалась по-старому  ГЗА-651. И только с переходом на сварные узлы кузова все чаще стала звучать аббревиатура ПАЗ-651, причем из обозначения как-то незаметно «испарилась» буква «А».

В 1958 году, в связи с запуском в производство новой машины ПАЗ-652, производство ПАЗ-651 было передано на созданный в том же году Курганский автобусный завод. Но выпуск ее не прекращался вплоть до 1961 года, когда в Павлове модель была окончательно снята с производства. Всего с 1952 по 1961 г.г. было выпущено 34475 экземпляров ПАЗ-651 и ПАЗ-651А, в том числе около 24 тысяч цельнометаллических ПАЗ-651А..

Одновременно с выпуском базовой модели ПАЗ-651 завод освоил производство нескольких модификаций, выполненных на шасси того же ГАЗ-51И и ГАЗ-51. Это санитарный ПАЗ-653, грузопассажирский ПАЗ-651Г, спецфургоны: ПАЗ-657 (хлебный), ПАЗ-661 (для перевозки одежды), ПАЗ-659 и ПАЗ-659А (автолавки), ПАЗ-659Б (лаборатория).

Автобусы семейства ПАЗ-651 имели шестицилиндровый рядный двигатель мощностью 70 л.с. с 4-х ступенчатой коробкой передач, гидравлический привод тормозов. Колесная база составляла 3300 мм. В зависимости от требований заказчика, на шасси могли устанавливаться кузова комбинированной конструкции с соответствующим оборудованием и расположением дверей и окон.

Вместимость ПАЗ-651 (ПАЗ-651А) составляла 23 пассажира, в том числе 19 мест предназначались для сидения.

2

Re: ПАЗ-651 ПАЗ-651А

Привет. Интересно, а сейчас сесть автолавка на базе ПАЗ?